24 May 2019

Additive technologies in D200 turbojet engine manufacturing

Additive technologies in D200 turbojet engine manufacturing

Additive technology (AT) is a dynamic and promising direction of production. What are pros and cons, and what are the approaches to the design of parts. How can we get an economic effect? The ideas, based on existing experience, are outlined in this article. The foregoing is the opinion of the author, which may differ from the opinions of other people.

Examples of AT application

Analysis of possible applications of ATs should start with the statistics of reports of the annual conference at VIAM “Additive Technologies Present and Future” (Since VIAM is the main organization acting as a primary integrator in this area in Russia) in the “Experience in the development and application of additive technologies” area. This statistic indirectly estimates the amount of work done in one direction or another. The number of reports is given in table 1.

Table 1.

Area2015201620172018
Medicine2114
Engine development5426
Sensors11
Nuclear industry111
Electronics industry1
Shipbuilding1
Power industry1
Aerospace21

Based on the available examples, it can be concluded that the main directions of AT implementation in our country at the moment are medicine and engine-building (turboshaft, liquid rocket).

The medicine area also looks promising for additive technologies because of its flexibility (ability to produce non-serial products of complex geometry at low cost). The main focus are prosthetics and orthotics.

Engine-building is also an industry where additive technologies have lots of practical examples. Many local and foreign project can positively say about future perspectives.

Additive technologies in D200 turbojet engine manufacturing

Nozzle head of a micro liquid-propellant rocket.

(Pictures are provided by Additive Technology Centre in Voronezh, Russian Federation).

The use of AT in engine-building is justified by several factors:

  1. The possibility of reducing the mass of the final product, due to the reduction of the material consumption of blank parts. The reduction of material consumption is caused by increasing the functionality of the placement of the material or reducing the number of parts. The reduction of the number of parts is possible because of removal of excess functional links caused by technology limitations in the manufacture or assembly procedure.
  2. Reduced production costs. The elements of turbojet engines and liquid rockets have a complex geometry. The manufacture requires expensive equipment and a large amount of manual labor. It is expected that with the help of AT we can get some gain in the manufacture of a number of parts. At the same time, a very significant gain can be obtained at the development stage by reducing the production time of prototypes and reducing the downtime of engineering divisions.
  3. It’s important to have a possibility to obtain a super-sum effect. During the manufacturing of structures, which can be obtained only with AT, an increase of specific parameters of a product can be observed. These improvements can downgrade negative effects such as cost increase.

Nevertheless, it’s not as good as looks at first sight. There are two factors that significantly limit the implementation of AT (mostly related to printing with metal-powder compositions). The first factor is cost. The market value of 1 cm 3 of a part printed, let’s say from stainless steel, is about 500 RUB. (used for further assessment), heat-resistant materials are even more expensive. High cost can be explained by rapid equipment depreciation. The second factor is the significant complexity of the certification of products manufactured by AT. This is caused by the complexity of the technology and many factors affecting the properties of the final product. Thus, if we consider the relevance of introducing AT into everything that flies, the unmanned equipment (including spacecraft) looks most promising due to the lack of stringent safety requirements and, as a result, a simplified procedure for certification or delivery of the product to the end-user customer.

Approaches to the design of parts using AT methods

Currently, majority of designers are divided into two categories - skeptics of AT and enthusiasts (people who think that everything can be printed). The population of the second group tends to decrease over time.

In our opinion, AT should be treated as a tool that a designer / technologist needs to understand and use in cases where it is justified. At the same time, AT in no case can replace traditional technologies in mass production, but only complement them, giving additional opportunities in the design and construction of new products.

In order to effectively use AT, we need proven approaches and resource-consuming technologies. And by and large nobody will help you in mastering the technologies.

Due to the large variety of parts that can be produced, it is not possible to justify the usage of AT in each case. Therefore, a preliminary screening based on qualitative features is necessary:

  • Unit cost, costs vs weight;
  • Production volume;
  • Access to standard technologies*;
  • Production risks;
  • The possibility of specific parameters increase of the final product;
  • AT orientation**.

* Note: by «access» to traditional technologies here we mean that a potential part can be made by traditional methods, but it is impossible to manufacture this part other than AT for one reason or another.

** Note: as well as machining, casting and other technologies, AT have technological limitations that determine the possibility or rationality of manufacturing. Orientation is that the part has typical properties that are inherent in parts, the manufacture of which the AT looks rational.

The importance of a particular criteria strongly depends on a specific situation, and here it is necessary to fully rely on the designer’s experience.

D200 is our first engine with max thrust of 20 kgf. AT were applied during the development

Additive technologies in D200 turbojet engine manufacturing

Engine D200.

The weight of the gas generator is about two kilograms (excluding the starter, control unit, bearings and other components). Thus, if we would hypothetically want to print it out entirely, then the cost of blanks would be (given that support amounts to 30% of the mass of the part, which is very optimistic) 2000 / 7.8 * 1.3 * 500 = 165 tons. R. In the future, it is necessary to make cleaning from the supports and accurate processing of the seating surfaces, this would increase the cost of (serial ones!!!) final parts by about 50%. If you add to the above costs the cost of components and other costs: logistics, overhead costs, etc., then the cost of manufacturing a serial TRD will be around 350 – 400 thousand RUB. (by the most optimistic estimate), which significantly exceeds the market value of this engine. Thus, it can be concluded that it is not economically feasible to use printing and reverse engineering of the classical proven construction with the current cost of printing. Many respected organizations are involved in this issue.

Nevertheless, if we carry out a detailed assessment, provided that the engine layout implies the optimization of some components for printing, we can distinguish several types of parts that look promising: cast parts of the turbine stator and parts of complex geometry that are not in the hot part (implied that they can be made from heat-resistant or composite polymers). The switch to AT has reduced the weight of these parts by 30% and significantly reduce time and cost of manufacture.

Additive technologies in D200 turbojet engine manufacturing

D200 engine starter body.

A good example is the starter case made of a composite polymer with high heat resistance and strength. A starter of a turbojet engine and a speed sensor are located within the case. It is assumed that the node is partially non-separable and non-maintainable due to that all the components are low cost, simple and highly reliable. These parts can be fully substituted in case of failure. Inside the part there are channels and recesses for wiring and installing sensors. The design of the part is oriented for AT – the part has a relatively small base, and each previous layer is the basis for the subsequent one. The item has no technological support. The part contains only functional surfaces and elements, the size and thickness of which is minimally sufficient for them to perform work as intended in the manufacture of the selected materials.

Close attentions should be made to the optimization of parts manufactured by AT. Especially made of metal-powder compositions. Removal of non-functional elements and proper organization helps to turn down the number of supports is minimal. It significantly reduces the cost of mass production by reducing the printer’s operating time and material costs. Even when printing with polymers, where the cost of materials is not great, it is worth remembering that high-quality printing of even small parts takes considerable time (for example, the print time of the starter case is 14.5 hours!).

Turbine nozzle is made of heat-resistant alloy “ПР-08ХН53БМТЮ”. Parts are made by the Center for Additive Technologies based in Voronezh, Russia. The part is installed in the structure as a crimped insert. Such an approach made it possible to reduce the weight of the part and avoid entering non-functional elements into the part, which positively affected the final cost.

Additive technologies in D200 turbojet engine manufacturing

Blank turbine nozzles D200 engine before and after removing the backings.

Conclusion

The work done is an adaptation of our turbojet engines for AT, where it was justified. This work required time and efforts; nevertheless, the experience gained turned out to be very useful in terms of integral assessment of approaches to the creation of equipment using AT. This approach is useful when the shape of a part (construction / layout) is the result of the function being performed, not of the applied technologies.

We hope to continue using AT in the further development of the project. We also hope that the cumulative effect (in terms of increasing specific parameters) of AT will help to achieve non-ordinary development solutions and provide a competitive advantage over similar ones in the existing market.

24 мая 2019

Аддитивные технологии при создании двигателя Д200

Аддитивные технологи (АТ) – динамично развивающееся и многообещающее направление производства. В чем его плюсы и минусы, и каковы подходы к проектированию деталей. В каких случаях можно получить экономический эффект? Размышления на данные вопросы, основанные на имеющемся опыте, изложены в данной статье. Изложенное является мнением автора, которое может отличатся от мнения других людей.

Разбор примеров применения АТ

Разбор возможных применений АТ, стоит начать с динамики докладов ежегодной конференции в ВИАМ «Аддитивные технологии настоящее и будущее» (Ввиду того, что ВИАМ является головной организацией, выполняющей роль интегратора по данному направлению развития техники в нашей стране. Данная статистика косвенно оценивает объём проведенной работы по тому или иному направлению) в части «Опыт разработки и применения аддитивных технологий». Направления и число докладов приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Направление 2015 2016 2017 2018
Медицина 2 1 1 4
Двигателестроение 5 4 2 6
Сенсоры   1 1  
Атомная промышленность   1 1 1
Электронная промышленность   1    
Кораблестроение     1  
Энергетика     1  
Аэрокосмическая сфера     2 1

Исходя из имеющейся выборки можно сделать вывод, что основными направлениями внедрения АТ в нашей стране, на текущий момент, является медицина и двигателестроение (ГТД, ЖРД).

Направление медицины является наиболее очевидным ввиду того, что в данном направлении наиболее ярко проявляется основное преимущество аддитивных технологий – это технологическая гибкость (Возможность при небольших издержках выпускать несерийные изделия сложной геометрии). Основным направлением является протезирование.

Двигателестроение также является отраслью, где аддитивные технологии находят все новые и новые применения. Перспективность данного направления просматривается в большом количестве проектов как в РФ, так и зарубежом.

Форсуночная головка Микро ЖРД.

(Фото предоставлено Центром аддитивных технологий г. Воронеж).

Применение АТ в двигателестроении обусловлено несколькими факторами:

  1. Возможность снижения массы конечного изделия, ввиду сокращения материалоёмкости заготовок за счет повышения функциональности размещения материала или снижения количества деталей в узлах за счёт удаления избыточных функциональных связей, обусловленных технологическими ограничениями при изготовлении или процедурой сборки.
  2. Снижение затрат на производство. Элементы ТРД и ЖРД имеют сложную геометрию, для их изготовления требуется дорогостоящая оснастка и большое количество ручного труда. Предполагается, что при помощи АТ можно получить некоторый выигрыш при изготовлении ряда деталей. При этом, весьма существенный выигрыш можно получить на стадии ОКР, за счет уменьшения сроков изготовления опытных образцов и уменьшения времени простоя КБ и вспомогательных подразделений.
  3. Немаловажным является возможность получения сверхсуммарного эффекта. Т.е. изготовления конструкций, которые можно получить только АТ, при этом происходит увеличение удельных параметров изделия, которое нивелирует, например, увеличение стоимости.

Тем не менее не все так радужно, как может показаться. Есть два фактора, которые существенно сдерживают внедрение АТ (в большей степени они относятся к печати металлопорошковыми композициями). Первым фактором является стоимость. Рыночная стоимость 1 см3 детали, напечатанной, допустим, из нержавеющей стали составляет около 500 р. (в дальнейших оценках будем брать данную цифру предполагая, что оценка стоимости делается снизу), жаростойкие материалы стоят еще дороже. При этом существенную часть в данной цене составляет амортизация оборудования, а ожидать существенного снижения его стоимости или повышения производительности в ближайшее время не приходится. Вторым фактором является существенная сложность сертификации изделий, изготовленных АТ. Это обусловлено сложностью технологии и большим количеством факторов, влияющих на свойства конечного изделия. В связи с этим, в основной массе, изделия, изготавливаемые методами АТ — это изделия, функционирующие до безопасного отказа. Таким образом если рассматривать актуальность внедрения АТ во все что летает, то беспилотная техника (Включая космические аппараты) выглядит наиболее перспективно ввиду отсутствия жестких требований к безопасности, и как следствие упрощенной процедурой сертификации или сдачи изделия заказчику.

Подходы к конструированию деталей методами АТ

На текущий момент большинство конструкторов (с которыми я знаком) делятся на две категории – это скептики внедрения аддитивных технологий и энтузиасты (люди, считающие что все можно напечатать). С течением времени вторых становится меньше по объективным причинам.

На мой взгляд к АТ необходимо относиться как к инструменту, которым конструктору/технологу необходимо владеть и применять в случаях, когда это оправдано. При этом, АТ ни в коем случае не могут заменить традиционные технологии в серийном производстве, а лишь дополняют их, давая дополнительные возможности при проектировании и конструировании новых изделий.

Для того, чтобы эффективно применять АТ - необходимы отработанные подходы и приёмы, на которые придётся потратить значительные силы и средства. И по большому счёту в овладении ими Вам никто не поможет.

Ввиду большого многообразия деталей, которые могут быть произведены, проводить точную оценку оправданности изготовления АТ производства для каждой не представляется возможным. Поэтому необходим предварительный отсев по качественным признакам:

  • Удельная стоимость детали, стоимость/масса;
  • Объем производства;
  • Доступ к традиционным технологиям*;
  • Производственные риски;
  • Возможности повышения удельных параметров конечного изделия;
  • Ориентированности детали под аддитивное производство**.

*Примечание: под доступом к традиционным технологиям подразумевается, что потенциальная деталь может быть изготовлена традиционными методами, но на текущий момент времени изготовить данную деталь иначе чем АТ не представляется возможным по тем или иным причинам.

** Примечание: так же, как и механообработка, литье и другие технологии, АТ имеют технологические ограничения, которые обуславливают возможность или рациональность изготовления. Ориентированность – это то, что деталь имеет типичные свойства, которые присущи деталям, изготовление которых АТ выглядит рациональным.

Важность того или иного критерия сильно зависит от конкретной ситуации и здесь приходится полагаться на багаж опыта, который стоит за плечами конструктора/технолога.

Первым нашим двигателем является Д200 с максимальной тягой 20 кгс. При его разработке активно применялись АТ.

Двигатель Д200.

Масса газогенератора составляет около двух килограмм (Исключая стартер, блок управления, подшипники и другие компоненты). Таким образом, если бы мы гипотетически захотели его распечатать целиком, то стоимость заготовок составила бы (с учётом того, что поддержки составляют 30% от массы детали, что весьма оптимистично) 2000/7,8*1,3*500 = 165 т.р. В дальнейшем необходимо произвести очистку от поддержек и точную обработку посадочных поверхностей, это бы увеличило стоимость (Серийных!!!) конечных деталей еще примерно на 50%. Если добавить к вышеупомянутым затратам стоимость компонентов, и прочие затраты: логистика, накладные расходы и прочее, то себестоимость изготовления серийного ТРД будет в районе 350 – 400 т.р. (по самой оптимистичной оценке), что существенно превышает рыночную стоимость данного двигателя. Таким образом, на основании этого можно сделать вывод, что использовать печать и реверс инжиниринг классической отработанной конструкции при текущей стоимости печати не целесообразно экономически (Странно, но данным вопросом занимаются многие уважаемые организации).

Тем не менее если проводить по-детальную оценку, при условии, что компоновка двигателя подразумевает оптимизацию некоторых узлов под печать, то можно выделить несколько типов деталей которые выглядят перспективно: литые детали статора турбины и детали сложной геометрии, не находящиеся в горячей части (Подразумевается, что их можно изготовить из термостойких или композитных полимеров). Переход на аддитивные технологии позволил снизить массу данных деталей на 30%, существенно сократить сроки и стоимость изготовления (с учетом всех производственных операций).

Корпус стартера двигателя Д200.

Хорошим примером является корпус стартера – изготавливается из композитного полимера повышенной термостойкости и прочности. В нем располагается непосредственно стартер ТРД и датчик оборотов. Предполагается, что узел является частично неразборным и не ремонтопригодным ввиду того, что все входящие в него компоненты имеют невысокую стоимость, просты и высоконадежны. При отказе меняется целиком. Внутри детали имеются каналы и выемки для прокладки проводов и установки датчиков. Конструкция детали ориентирована под аддитивные технологии – деталь имеет относительно небольшое основание, и каждый предыдущий слой является основанием для последующего т.е. деталь не имеет технологических поддержек. Деталь содержит только функциональные поверхности и элементы, размер и толщина которых является минимально достаточной для выполнения ими работы по назначению при изготовлении из выбранного материала.

Оптимизации деталей, изготавливаемых АТ стоит уделять особое внимание. Особенно изготавливаемых из металлопорошковых композиций. Удаление не функциональных элементов, организация формы детали таким образом, чтобы при печати количество поддержек было минимальным существенно снизит стоимость при серийном производстве благодаря уменьшению времени работы принтера и затратам на материалы. Даже при печати полимерами, где стоимость материалов не велика стоит помнить, что качественная печать даже небольших деталей занимает существенное время (Например, время печати корпуса стартера составляет 14,5 часов!).

Также печать полимерами активно использовалась в техпроцессах по изготовлению деталей, в основном для изготовления оснастки, которая в последствии использовалась для сварки, гибки и пр.

Сопловой аппарат турбины – изготавливается из жаропрочного сплава ПР-08ХН53БМТЮ. Детали изготовлены Центром Аддитивных технологий г. Воронеж. Деталь устанавливается в конструкцию как обжимаемая вставка. Такой подход позволил уменьшить массу детали и избежать вхождения в деталь не функциональных элементов, что в свою очередь позитивно отразилось на её конечной стоимости.

Заготовки соплового аппарата двигателя Д200 до и после снятия поддержек.

Заключение

Проделанная работа - это адаптация конструкции нашего ТРД под применение аддитивных технологий, в тех случаях, когда это было оправдано. Данная работа потребовала значительного времени и сил, тем не менее приобретённый опыт оказался весьма полезен в плане интегральной оценки подходов к созданию объектов техники с внедрением АТ - Когда форма детали (конструкция/компоновка) является следствием выполняемой функции, а не применяемых технологий.

Мы продолжаем возлагать большие надежды на АТ в дальнейшем развитии проекта, во многом делая ставку на сверхсуммарный эффект (в плане повышения удельных параметров) которого они потенциально могут позволить достичь при внедрении неординарных конструкторских решений, что в свою очередь должно обеспечить конкурентные преимущества перед аналогами на уже сложившемся рынке.